Кабинет‎ > ‎

Методы

Психоанализ. Зигмунд Фрейд
Экзистенциальная терапия. Людвиг Бинсвангер
Гештальт - терапия. Фриц Перлз
Логотерапия. Виктор Франкл
Трансактный анализ. Эрик Берн 
 

Психоанализ. Зигмунд Фрейд


Психоанализ - психотерапевтический метод, в основе которого лежит анализ бессознательных психических процессов.

 
   В психоанализе различные психические явления, в том числе и патологические, объясняются  взаимоотношениями осознаваемого "Я" человека (Эго) и неосознаваемых структур  психики (Ид). Сам автор (З.Фрейд) писал, что "психоанализ - инструмент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид" Цель анализа - дать человеку возможность понять неясные причины своего поведения, находящиеся где-то далеко на задворках  сознания, или вовсе забытые.

Работа с психоаналитиком очень  захватывающая. Внимание в ней обращено к прошлому не только самого пациента, но и к прошлому всей человеческой культуры и ее биологических корней, ко всему, что определило эволюцию психики.
 
   Психоаналитики очень внимательные слушатели. Ничто не уходит от внимания специалиста, когда вы говорите - простые оговорки, запинки  могут скрывать глубинный смысл и стать той ниточкой, за которую начнет распутываться клубок бессознательного.
 
   Одним из наиболее интересных приемов психоанализа, является техника  свободных  ассоциаций. Техника основана на предположении о том, что все мысли человека направлены к тому, что является для него значимым, важным. В ходе выполнения этой методики пациент сообщает психоаналитику все спонтанно приходящие мысли и ассоциации и произносит абсолютно все, что приходит в голову, какими бы странными эти высказывания не казались. Этот материал затем становятся предметом серьезной аналитической работы специалиста.
   
   Психоанализ можно охарактеризовать как долгосрочную психотерапию. Традиционная питисихоаналческая работа включает ежедневные (до 5 раз неделю) встречи с пациентом. В классическом психоанализе иногда эта работа может занять несколько лет. В других направлениях психоанализа, психотерапевтическая работа занимает значительно меньше времени.
 


 


Экзистенциальная терапия. Людвиг Бинсвангер

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Экзистенциальная психотерапия - это динамический терапевтический подход, фокусирующийся на проблемах существования индивида, который уходит корнями в динамическую модель психики Фрейда, которая основана на предположение, что конфликтующие силы личности порождают ее мысли, эмоции и поведение. Самое главное, что эти конфликтующие силы существуют на различных уровнях сознания, а некоторые из них совершенно неосознаны.

Таким образом, экзистенциальная психотерапия подпадает под категорию динамической психотерапии, ибо, как и другие виды психоанализа, предполагает, что неосознаваемые силы оказывают влияние на сознательную деятельность.

Экзистенциальная психотерапия основана на тезисе: внутренний конфликт, терзающий нас, проистекает не столько из нашей борьбы с подавляемыми инстинктивными склонностями, значимыми взрослыми или же частичками полузабытых травматических воспоминаний, сколько из внутреннего конфликта с "данностями" существования.

Термин "экзистенциальная" происходит от позднелатинского "existentia"(существование). В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии, философии существования, возникшим в двадцатом столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

 Центральное понятие учения -  экзистенция (человеческое существование), как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основные проявления человеческой экзистенции -  забота, страх, решимость, совесть, любовь.  Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.
Основная цель экзистенциальной терапии -  помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять  предоставляемые ею возможности и границы этих возможностей.

Что выделяет экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ?                                          

Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в котором неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если мы хотим по настоящему понять человека, прежде всего мы должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром.

Выделяют 4 основные измерения человеческой экзистенции (бытия-в-мире): физическое, социальное, психологическое (личное) и духовное (надличное). В каждом из этих измерений человек «встречается» с миром и, переживая его, формирует свои базисные предпосылки (установки) жизни. Понять человека значит понять, как он существует одновременно в этих основных измерениях жизни в качестве сложнейшего био-социо-психо-духовного организма.
Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент;  принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств.

Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование -  активное включение самого человека в процессе исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимися с исключительными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение  качества жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.


Гештальт - терапия. Фриц Перлз

Гештальт-терапия - это экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

 Гештальт - терапия - одно из направлений экзистенциальной терапии. Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего "здесь и сейчас", ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Отдельные гештальт-терапевты считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

Гештальт-терапия - это экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

 Гештальт - терапия - одно из направлений экзистенциальной терапии. Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего "здесь и сейчас", ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Отдельные гештальт-терапевты считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.  


Логотерапия. Виктор Франкл

Логотерапия - это форма терапии, концентрированная на смысле.

Виктор Франкл - не просто выдающийся ученый, психолог, психиатр. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. Виктор Франкл рожил долгую жизнь с 1905 по 1997 год. Почти всю жизнь он прожил в Вене, в самом центре Европы и испытал на себе весь трагизм столетия.
С 1942 по 1945 годы Франкл пребывал в нацистских лагерях. Почти любой, кому посчастливилось выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть эти годы из жизни и забыть их как страшный сон. Но Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере эта теория получила беспрецедентную проверку жизнью и подтверждение - наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить.

У самого Франкла было ради чего жить: в концлагерь он взял с собой рукопись книги с первым вариантом учения о смысле, и его заботой было сначала попытаться сохранить ее, а затем, когда это не удалось, - восстановить утраченный текст. Кроме того, до самого освобождения он надеялся увидеть в живых свою жену, с которой он был разлучен в лагере, но этой надежде не суждено было сбыться - жена погибла, как и практически все его близкие. Случайность - что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть. Франкл прошел через все это, сохранив себя, свою личность, вое "упрямство духа", как он называет способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу.

Выйдя в сорок пятом на свободу и узнав, что вся его семья погибла в горниле мировой войны, он не сломался и не ожесточился. В течение пяти лет он выпустил дюжину книг, в которых изложил свое уникальное философское учение, психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу. Стремление к смыслу помогает человеку выжить, и оно же приводит к решению уйти из жизни, оно помогает вынести нечеловеческие условия концлагеря и выдержать тяжелое испытание славой, богатством и почетом. 


Трансактный анализ. Эрик Берн

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.